Как получить компенсацию за задержку рейса самолета?

Скоро близится начало сезона, а это неминуемо означает, что многие из тез, кто читает эти строки, обязательно столкнется с задержками или отменой авиарейсов. Да, да, это, к сожалению, именно так. Не поверите, мы выписываем множество страховок нашим туристам и, конечно, никто не думает, что она пригодиться именно ему. Однако каждый месяц кто-нибудь обращается за медицинской помощью! 

В этот раз мы затронем только тему отмены авиарейса, а не рейса в рамках пакетного тура, приобретенного у туроператора! Т.е. все просто, вы купили билет, а злостный перевозчик задерживает рейс, или он вообще может не состоятся! Что же делать в таком случае, какие у Вас есть права и какие обязанности у авиакомпании? 

Что должна предоставить авиакомпания в случае задержки рейса?

По российскому законодательству, если рейс задержали свыше двух часов, пассажирам обязаны предоставить: 

  • Питье
  • Холодные закуски
  • Возможность отправить 2 письма по электронной почте и совершить 2 звонка
  • Мамам с малолетними детьми должны предоставить  возможность посетить комнату матери и ребенка

Если вылет откладывается на срок свыше 4 часов, то предоставляют: 

  • Горячее питание, как правило в аэропорта

После 8 часов задержки (либо после 6 в ночное время): 

  • Предоставляется гостиница и трансфер до гостиницы. 

Почему возникают задержки?

Нужно сразу разобраться, что далеко не во всех случаях можно получить компенсацию за задержки, а именно:

  • Если задержка случилась по причине, которые обозначают, как форс-мажор (террористические акты, природные катаклизмы)
  • Забастовка сотрудников аэропорта или авиакомпании
  • Рейс задержали по требованию органов государственной власти
  • Неисправность воздушного судна, которая угрожает безопасности пассажиров и экипажа. 

Основная задержка рейсов связана именно с погодными условиями. Все слышали сообщения в новостях, о закрытии того или иного аэропорта. Вот это именно та причина, из-за которой никаких компенсаций не будет! 

Когда же можно будет требовать компенсации?

Любые остальные причины могут рассматриваться, как причина для компенсации. К сожалению, не редки случаи, когда авиакомпании делают овербукинг на совершаемые рейсы. По международной статистике, 5% пассажиров не являются на рейсы. Соответственно можно в среднем продавать больше билетов! Но если именно на ваш рейс пришли все желающие, то места кому-то не хватит и он никуда не полетит. 

Как получить компенсацию при задержке российского рейса

Процедура компенсаций, ровно как права и обязанности всех участников авиаперевозок в  Российской Федерации регламентируются следующими нормативно-правовыми актами: 

  • Воздушный кодекс РФ (ФЗ №60)
  • Гражданский Кодекс РФ
  • Закон о защите прав потребителей
  • Приказ Минтранса РФ №82 «Об утверждении федеральный авиационных правил»

Одна из главных особенностей получения компенсаций в РФ – подать претензию на возмещение компенсации в связи с задержкой или отменой рейса можно в течение 6 месяцев с момента наступления события! 

Сколько можно вменить? 

  • 25% МРОТ за каждый час задержки (МРОТ для налоговых вычет и штрафов рассчитывается, исходя из 100 рублей). Т.е. за каждый час – 25 рублей! Но не более 50% от стоимости билета! Это, собственно, штраф
  • 3% за каждый час задержки рейса. Это собственно и есть компенсация. 
  • Возможно возместить иной убыток, возникший в связи с задержкой/отменой рейса. К примеру, пропустили стыковочный рейс и т.д

Процедура следующая: собираете все необходимые документы, отправляете претензию в авиакомпанию, у которой есть 30 дней для предоставления Вам мотивированного ответа! Если ответ не поступил, либо он Вас не удовлетворяет, вы направляете документы в суд за защитой своих прав. 

Как получить компенсацию при задержке международного рейса

Если говорить про Европейский союз, то основным документом, который регулирует права и обязанности участников полетов, является Регламент (ЕС) №261/2004. Так же им регулируются перевозки на территории в Швейцарии, Исландии и Норвегии! 

И здесь налицо несколько различий, по сравнению с законодательством в России. А именно, срок давности в Европе составляет от 2 до 6 лет (сравните с 6 месяцами). Сумма компенсаций так же отличается в большую сторону, 600 Евро  (в зависимости от дальности полета) только за задержку. Еще одно требование должно быть применимо к ситуации, что бы начать претензионную работу: рейс должен быть задержан более, чем на 3 часа! 

Если все это было в вашем случае, то собираете документы и отправляете претензию в авиакомпанию! Обратите внимание, что если рейс был из Санкт-Петербурга в Таллинн, то будут действовать преимущественно российские законы. Если рейс совершал иностранный перевозчик, то будут действовать нормы Регламента ЕС. И если рейс совершал российский перевозчик, то рассчитывать можно на компенсации только если вы вылетели из Евросоюза. Если не удалось решить все с авиакомпанией мирно, обращаетесь в суд! Собираете все бумажки и прямиком в лондонский, парижский или барселонский суд! К счастью есть несколько сервисов, которые могут сделать это за Вас. Такие компании работают за процент от полученных компенсаций. И самое главное, заявления подаются онлайн! Это airhelp.com и Compensair. Лично мы рекомендуем второй из патриотических соображений. Сервис основан выходцем из России, головной офис компании находится в Лондоне. Но есть одно большое «НО». Он работает с рейсами только по Европейскому союзу (безусловно, это пока что). 

Если задержали рейс в США, то можно пользоваться приложением ЭирХэлп (ссылка выше). Кстати, с помощью этого сервиса можно проверить, подходит ли Ваш рейс под потенциальные компенсации? 

С азиатскими авиакомпаниями все намного сложнее, условия сильно различаются в зависимости от страны и от авиакомпании. Но, как правило, там все жестче, особенно, если речь идёт о бюджетных авиакомпаниях.

бюджетные индийски авиалинии