Скоро близится начало сезона, а это неминуемо означает, что многие из тех, кто читает эти строки, обязательно столкнется с задержками или отменой авиарейсов. Да, да, это, к сожалению, именно так. Не поверите, мы выписываем множество страховок нашим туристам и, конечно, никто не думает, что она пригодиться именно ему. Однако каждый месяц кто-нибудь обращается за медицинской помощью!
В этот раз мы затронем только тему отмены авиарейса, а не рейса в рамках пакетного тура, приобретенного у туроператора! Т.е. все просто, вы купили билет, а злостный перевозчик задерживает рейс, или он вообще может не состоятся! Что же делать в таком случае, какие у Вас есть права и какие обязанности у авиакомпании?
Что должна предоставить авиакомпания в случае задержки рейса?
По российскому законодательству, если рейс задержали свыше двух часов, пассажирам обязаны предоставить:
- Питье
- Холодные закуски
- Возможность отправить 2 письма по электронной почте и совершить 2 звонка
- Мамам с малолетними детьми должны предоставить возможность посетить комнату матери и ребенка
Если вылет откладывается на срок свыше 4 часов, то предоставляют:
- Горячее питание, как правило в аэропорта
После 8 часов задержки (либо после 6 в ночное время):
- Предоставляется гостиница и трансфер до гостиницы.
Почему возникают задержки?
Нужно сразу разобраться, что далеко не во всех случаях можно получить компенсацию за задержки, а именно:
- Если задержка случилась по причине, которые обозначают, как форс-мажор (террористические акты, природные катаклизмы)
- Забастовка сотрудников аэропорта или авиакомпании
- Рейс задержали по требованию органов государственной власти
- Неисправность воздушного судна, которая угрожает безопасности пассажиров и экипажа.
Основная задержка рейсов связана именно с погодными условиями. Все слышали сообщения в новостях, о закрытии того или иного аэропорта. Вот это именно та причина, из-за которой никаких компенсаций не будет!
Когда же можно будет требовать компенсации?
Любые остальные причины могут рассматриваться, как причина для компенсации. К сожалению, не редки случаи, когда авиакомпании делают овербукинг на совершаемые рейсы. По международной статистике, 5% пассажиров не являются на рейсы. Соответственно можно в среднем продавать больше билетов! Но если именно на ваш рейс пришли все желающие, то места кому-то не хватит и он никуда не полетит.
Как получить компенсацию при задержке российского рейса
Процедура компенсаций, ровно как права и обязанности всех участников авиаперевозок в Российской Федерации регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Воздушный кодекс РФ (ФЗ №60)
- Гражданский Кодекс РФ
- Закон о защите прав потребителей
- Приказ Минтранса РФ №82 «Об утверждении федеральный авиационных правил»
Одна из главных особенностей получения компенсаций в РФ – подать претензию на возмещение компенсации в связи с задержкой или отменой рейса можно в течение 6 месяцев с момента наступления события!
Сколько можно вменить?
- 25% МРОТ за каждый час задержки (МРОТ для налоговых вычет и штрафов рассчитывается, исходя из 100 рублей). Т.е. за каждый час – 25 рублей! Но не более 50% от стоимости билета! Это, собственно, штраф
- 3% за каждый час задержки рейса. Это собственно и есть компенсация.
- Возможно возместить иной убыток, возникший в связи с задержкой/отменой рейса. К примеру, пропустили стыковочный рейс и т.д
Процедура следующая: собираете все необходимые документы, отправляете претензию в авиакомпанию, у которой есть 30 дней для предоставления Вам мотивированного ответа! Если ответ не поступил, либо он Вас не удовлетворяет, вы направляете документы в суд за защитой своих прав.
Как получить компенсацию при задержке международного рейса
Если говорить про Европейский союз, то основным документом, который регулирует права и обязанности участников полетов, является Регламент (ЕС) №261/2004. Так же им регулируются перевозки на территории в Швейцарии, Исландии и Норвегии!
И здесь налицо несколько различий, по сравнению с законодательством в России. А именно, срок давности в Европе составляет от 2 до 6 лет (сравните с 6 месяцами). Сумма компенсаций так же отличается в большую сторону, 600 Евро (в зависимости от дальности полета) только за задержку. Еще одно требование должно быть применимо к ситуации, что бы начать претензионную работу: рейс должен быть задержан более, чем на 3 часа!
Если все это было в вашем случае, то собираете документы и отправляете претензию в авиакомпанию! Обратите внимание, что если рейс был из Санкт-Петербурга в Таллинн, то будут действовать преимущественно российские законы. Если рейс совершал иностранный перевозчик, то будут действовать нормы Регламента ЕС. И если рейс совершал российский перевозчик, то рассчитывать можно на компенсации только если вы вылетели из Евросоюза. Если не удалось решить все с авиакомпанией мирно, обращаетесь в суд! Собираете все бумажки и прямиком в лондонский, парижский или барселонский суд! К счастью есть несколько сервисов, которые могут сделать это за Вас. Такие компании работают за процент от полученных компенсаций. И самое главное, заявления подаются онлайн! Это airhelp.com и Compensair. Лично мы рекомендуем второй из патриотических соображений. Сервис основан выходцем из России, головной офис компании находится в Лондоне. Но есть одно большое «НО». Он работает с рейсами только по Европейскому союзу (безусловно, это пока что).
Если задержали рейс в США, то можно пользоваться приложением ЭирХэлп (ссылка выше). Кстати, с помощью этого сервиса можно проверить, подходит ли Ваш рейс под потенциальные компенсации?
С азиатскими авиакомпаниями все намного сложнее, условия сильно различаются в зависимости от страны и от авиакомпании. Но, как правило, там все жестче, особенно, если речь идёт о бюджетных авиакомпаниях.